полезное /  о граненом стакане

 По обнаруженной информации первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Считается, что граненый стакан в его современном виде был разработан скульптором Верой Мухиной. Хотя каких либо документальных подтверждений данная теория не имеет.

Первый советский гранёный стакан был выпущен 11 сентября 1943 года стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (так же встречаются экземпляры с 17-ю гранями, 12, 18 и 14 -- наиболее типичное количество) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв).

В дальнейшем граненый стакан выпускался с разнообразными вариациями, хотя и с применением   основополагающих принципов: 110/65/75 — размеры граненого стакана в миллиметрах («рост», дно, горло);
50 —250 Мл — варианты объема;
8—20 граней «по классике» может быть у стакана;
7 коп. в СССР стоил граненый стакан.

 

            В настоящей работе будет предпринята попытка разобраться в сущности именно того граненого стакана, который был выпущен 11.09.1943 г. в г. Гусь-Хрустальном. Теперь же хотелось бы сказать несколько слов о влияние предмета настоящей работы на мышление и о его собственном мышлении, если же такое в самом деле существует. Название темы этой работы, каким бы шутливым оно не казалось, имеет право на существование, особенно учитывая масштабы общероссийского пьянства и количество людей, погибающих от алкоголя.

Не буду никого пытаться убедить, что сам по себе ГС, будучи предметом, выпущенным в мир стекольным заводом, обладает какой- либо способностью к мышлению. Ведь даже  если ГС обладает такой способностью, то явно не большей, чем любой другой простой неодушевленный предмет окружающего мира. То есть, очевидно, никакой. Тем не менее, являясь не только предметом, сколько общественным явлением, существовавшим в обществе, будучи одним из неофициальных символов Советского Союза, ГС, вполне очевидно, оказывал на пользующихся им людей определенное влияние.  Оказывая влияние на людей, ГС заставлял меняться их мышление, что может являться подтверждением существования его собственной воли. Не одно поколение людей обращалось к ГС не как к предмету окружающего мира, но как к явлению, сосредотачивающему в себе и раскрывающему при некотором усилии со стороны его исследователя некоторые основы и принципы существовавшей еще недавно системы жизни.

            Сам по себе ГС, не имеющий значительной стоимости для советского человека, не будучи редкостью и, по большому счету, не представляющий какой-либо эстетической ценности, при этом будучи доступным практически для любого человека по всей видимости олицетворяет собой какой-то внутренний смысл, заставлявший людей прибегать к его образу (ГС) при описании различных жизненно важных ситуаций, не связанных с употреблением жидкости из ГС.

            Помимо основного предназначения, вкладываемого в ГС системой, создавшей его, и заключающейся в использовании ГС в качестве формы для разнообразных жидкостей, помещаемых в него для потребления человеком внутрь, ГС имел и имеет до настоящего времени иные способы использования. Итак, помимо выпивания из него различных жидкостей, человек использовал ГС для того чтобы отмерить соответствующий объем жидких или сыпучих материалов, чтобы при отсутствии под рукой циркуля нарисовать на листе бумаги окружность, чтобы вырезать из раскатанного на столе теста круг, необходимый для изготовления пельменей, для хранения семян зимой. ГС в огромных количествах попадался нам в автоматах газированной воды, в столовых и буфетах, а также в купе поездов.

            Все перечисленное является естественным следствием применения такого рационального предмета. Но в то же время, известно, что именно ГС заставлял множество людей искать смысл жизни на своем дне, заставлял их видеть мир через свои грани и создавал не понятную другим народам формулу утешения: "Не грусти, все устаканится".

Очевидно, что смысловые понятия, открываемые ГС человеку, проявлялись чаше не в процессе взаимодействия человека, ГС и компота и даже не в процессе взаимодействия человека, ГС и кое-чего еще, отмеренной таким стаканом, а при взаимодействии:

- Человека;

- Граненого стакана; и

- Употребляемого с использованием ГС алкогольного напитка.

Считаю необходимым еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что в процессе употребления алкогольного напитка с использованием ГС происходит взаимодействие в форме диалога между тремя субъектами- человеком, граненым стаканом и непосредственно напитком.  Таким образом, даже выпивая в одиночестве, то есть в отсутствии других людей, человек при наличии ГС общается (взаимодействует) с двумя другими предметами.

Данная цифра, как известно, является одной из самых используемых при приеме алкогольного напитка. И, кроме того, в процессе вызванного таким приемом полета воображения человека данная цифра показывает количество приковывающих его к земле обстоятельств.

Безусловно, одной из причин распространения ГС было именно удобство розлива содержимого бутылки водки объемом 0,5 л на три равные части, получающиеся при заполнении ГС алкогольным напитком до уровня перехода граней в круг. Таким образом, снова, в еще одной форме появляется именно три личности, четко укоренившиеся в культуре и в особом мышлении, связанном с ГС.

Цифра три, помимо того что является божественным числом, также имеет другое значение. Человек выпивший, и не желающий продолжать, легко уговаривается, как правило, при наличии двух других компаньонов. Человек, принявший алкоголь в одиночестве, в чистом душевном порыве, желая воспарить над тленным бытием своим, удерживается у земли двумя другими его партнерами в этом деле- сосудом и напитком. Известно, что достигающие просветления путем принятия алкоголя выпивают его непосредственно из бутылки в точно необходимом объеме, выбрасывая затем бутылку в дальние кусты. Однако, исследование подобных методик не входит в задачу настоящей работы.

            Предлагаю еще раз обратиться к внешнему виду ГС. 16 граней стакана, четко ощущаемые рукой при обхватывании его основания, сверху сглаживаются и превращаются в окружность, представляющую из себя внешнюю форму одной из самых совершенных фигур- круга. Четкость и стройность граней, придающих ГС прочность и позволяющих четко и уверенно держать ГС в руке,  в месте контакта с устами человека, становится естественной для человека, подкупая его чувства, заставляя человека доверять ГС.  В духовном смысле это означает, что острые грани, символизирующие собой сложности и проблемы окружающей человека жизни, будучи заполнены волшебной жидкостью, превращаются в ровный круг, олицетворяющий гармонию, расположенную при этом в одной плоскости, то есть в таком виде, когда ее удобно представлять. В данном случае форма ГС заставляет человека видеть в стакане программу для себя, для своего дальнейшего поведения, ибо одним из важных ценимых свойств алкоголя является способность в незначительное время сглаживать острые, волнующие душу человека моменты.

Безусловно, с увеличением количества принятого алкогольного напитка, мышление принимающего его человека становится все более одномерным. Таким образом, глядя на круглый верх стакана, человек видит гармоничную фигуру, вмещающую в себя все то, что его окружает. Только дальнейшее употребление напитка способно расправить эту одномерность, раскрыв глаза человека на скрывающийся за кругом горлышка объем, простирающийся вплоть до дна стакана, а также на весь спектр альтернативных отражений окружающей жизни, раскрывающейся посредством преломления отражения мира 16 гранями ГС.

            Являясь порождением технологической особенности, придающей особые свойства прочности ГС при 16 гранях и имеющемся диаметре, 16 граней, образующие сверху круг, обретают следующий, недоступный при первом взгляде смысл. 24-х часовой день, доступный человеку в общепринятой системе, отводит ему ровно восемь часов на сон, подразумевая, что именно такое количество сонных часов является оптимальным для него, ибо меньшее приведет к уменьшению производительности труда, а большее вызовет в нем пороки, свойственные слабой личности, такие как лень, расслабленность, головная боль и другие. Таким образом, именно 16 часов осознанной жизни существующая общественная система отводит человеку для взаимодействия с окружающим миром.

Каждая из 16 граней является отражением каждого одного свободного (от сна) часа жизни человека. Будучи взятыми вместе грани  образуют круг. Показывают человеку ловушку времени, в которой он находится. Дойдя до последнего часа, человек проваливается в сон. Для того, чтобы, открыв глаза, снова оказаться на первой исходной грани. И, осознавая и видя мир только посредством его отражения от этой грани, человек ловит его искаженные образы, бредя за ними по внутренней стенке ГС, переступая своими ногами по внутренней гладкой поверхности, в то же время на внешней переступая с грани на грань. Ловя отражения мира, меняющиеся с каждым его шагом, человек вертится в закрытом круге времени, лишь в редкие мгновенья благодаря особенности оптических преломлений достигая четкой картины мира. Того мира, что лежит вовне.

16 граней и 16 часов являются  искажением и так уже искаженной и обманчивой системы, существующей в обществе. Всегда есть что-то, что можно еще отнять. Хотя бы 8 часов из суток.

            Секунда, сменяясь секундой, становится минутой. И, приближаясь к своему завершению, не достигая своей цели, снова становится первой секундой для новой рождающейся минуты.  Все повторяется бесконечно, часы убивают минуты, и очередная секунда убивает прошедшие двенадцать часов. Пытаясь что-то делать и следуя вместе со временем, человек ложащийся спать, ставит крест на пройденном в этот день и проваливается в сон, чтобы на следующий день все начать снова, пусть даже думая при этом что он пытается продолжить то что было. Невозможно сделать ничего, ибо в следующий день все будет уже не тем, что было сегодня, а будет предметом для нового дня.

            Наливаясь алкоголем до краев, ГС не только стирает жесткие углы сегодняшнего дня человека, он стирает грань различия отдельных часов, делая весь временной водоворот неподвластным делению ни на 16, ни на 24, ни на сколько бы ни было еще часов, просто закручивая попавшего в него человека, поднимая на время к верхней границе горлышка стакана, позволяя увидеть не отраженный и преломленный отблеск реального мира, а вроде бы и сам мир. Пусть на мгновенье, пусть хоть и находясь в водовороте. Таким образом, возвышаясь над своим обычным состоянием, как бы прозревая, человек на какое то недолгое время, пусть хотя бы на мгновенье, обретает для себя ту ясность и и четкость, какую только может дать человеку виденье мира таким, какой он есть.

            В таком случае либо человек старается остаться на плаву, в той самой части, где показался отблеск настоящего, поддерживая себя в нем вливанием добавочных объемов алкогольного напитка в компании нескольких подобных ему пловцов, либо старается совершить решительный отрыв от них, предприняв для этого все имеющиеся возможности. Так заманчива приоткрывшаяся цель, и так велико самое сильное и единственно важное из имеющихся у человека желаний- желание понять все что есть, понять кто есть люди и что есть мир, который человека окружает, как возникает этот мир и человек, и кто кого в конечном счете создал.  Следуя такому естественному порыву человек осушает ГС до краев, проваливаясь на его дно и пытается там разглядеть детали, открывающие возможность к пониманию смысла вещей. Как правило, ничего не находя, а даже иногда попадая в безумие, пытаясь найти выход блуждая между прячущихся там теней. Конечно же, выхода там нет и найти его невозможно. Лишь только его отраженье.

           

Возникает резонный вопрос, где здесь мышление граненого стакана, при чем здесь оно  вообще, все здесь приведенное только история спивающегося человека, сознание которого затуманивается алкоголем вплоть до той стадии, когда ему уже не нужны друзья, и он начинает беседовать со своим стаканом, перед прыжком с его бортика на дно. Постараюсь объяснить.

            Мышление- процесс возникновения, появления мыслей в голове, их развития. Причиной появления мыслей могут быть другие мысли, наводящие разум на обдумывание данной конкретной мысли. Могут быть предметы, явления увиденные, услышанные, почувствованные. Вид розы вызывает мысль- «роза», слово вызывает такую же мысль, та же самая мысль вполне  может появиться в результате размышлений на тему какие цветы купить. Кричащий 2 дня подряд под окнами  торговец вспоминается и приводит к той же самой мысли.

            Но надо признать, что это только одна половина мышления. Человеку в нашем (европейском, не восточном) обществе редко когда достаточно понять что-то самому,  и таким образом самоутвердиться. Как правило, ему необходимо показать сделанное другим, рассказать об этом. По этому значимой мысль становится лишь тогда, когда она достигает других людей, понимается и принимается ими, либо вызывает в них реакцию противодействия, тем самым, опять же, подтверждая ее значимость. По этому значимая мысль это мысль, понятая еще и кому-то другому.

            Как бы нас не учили, каким бы не был мир в какой то там действительности, он всегда для нас лишь то, чем кажется в данный конкретный момент. Лишь то, что мы видим сейчас, для нас этот мир составляет.  То, что видим мы в голове в виде мыслей о том, что где-то там есть- часть того что мы видим в настоящее время. Разумеется, при условии, что мы об этом думаем. В какие-то моменты мир огромен и включает в себя все, что можем мы о нем вообразить. В другое же время он сжимается, потому что мы сжимаем его. Мы сами делаем этот мир таким, каким мы его видим. Другие люди думают свой мир и, при некотором стечении обстоятельств, мы начинаем думать друг друга.

            Но тело наше- часть мира. Его мы также думаем. Мозг наш- также часть мира. И его нам приходится думать также. Но если мы часть мира и думаем себя самих, выходит, что мир думает и нас тоже. Не возьмусь судить, что из перечисленного  является причиной, а что следствием. Для данной работы этот вопрос не имеет существенного значения. Важно, что в некий момент всего только лишь и остается в мире- человек с граненым стаканом и то, что налито в него. Сужается так видение мира, что сначала уходят мысли о том чем был мир за пределами (например, кухни, в которой происходит попойка). Потом пропадают и люди. Стакан на столе, человек и алкоголь- все, что остается. Вся вселенная на этом столе, все мирозданье в его плоскости, на которой наполненный ГС. И выпито уже столько, что нет мыслей о другом, есть только созерцание того, что перед тобой. 

В этот момент ГС вмещает в себя весь мир. Мир с его предметами, с людьми, с их мыслями, со всем что было и есть. И причиной такой мелочности мира явился именно стакан. Все появляющиеся мысли о другом проецируются на нем, человек пытается их сравнить со стаканом и находит незаслуживающими их своего внимания.  Так стакан уничтожает весь мир, убивает желания, заполняя собой весь разум. Форма сосуда в прямом смысле, наполненная содержанием- тем средством, что убивает другую реальность.  А чем является ГС в другой жизни? Отражением этой самой жизни, пародией на нее, картиной ловушки, в которую зашел человек. Ясно, что после стакана 8 часов сна будут бесполезным временем, которое никак невозможно применит разве что на сон. Останется лишь отданные человеку системой все остальные 16 часов. И 16 граней жизни его отраженье.

Еще до начала  процесса распития алкоголя вид ГС может вызывать мысли о пьянстве. Может заставлять человека бросать добрые разумные дела и идти в магазин. Может заставлять звонить друзьям, говорить им, что надо встретиться, говорить им, что надо пообщаться, взять чего-то там подходящего случаю, разлить, выпить, закусить.

Впадая в пьяный сон человек, очевидно, перестает ощущать ту реальность, которая предшествовала его сну. Перестает думать окружавшую его комнату, перестает думать стакан, перестает думать себя и свои мысли. Но кто же тогда с утра, в тот момент, когда человек едва проснувшись в страшнейшем состоянии без какой либо возможности мыслить хотя бы о самом себе, не имея возможности открыть заплывших от пьянства глаз, чтобы хоть что-то помыслить, не говоря уже про то, чтобы что-то ощутить при помощи вкуса, осязания трясущихся рук или обоняния. думает этот стакан с остатками вчерашнего, что попадается ему под руку? Всегда он. Только он один, кто сохраняет твердость всеми своими гранями. Его мысль в тот самый момент создает тот особый мир, про который каждый хоть раз просыпавшийся в диком похмелье, вряд ли сможет хоть когда-нибудь забыть. Только страшное кривое отраженье шестнадцати граней может создать вид того, что обычно предстает взору при последующем открывании глаз. Кто видел тот мир, тот не усомнится, что создан он явно не самим человеком, но силой зла вселившейся в него.

            Мышление человека- зараза, инфекция, поражающая других. И если со своими мыслями человек справляется сам, поскольку знает как мысли его в нем родились и что неправильного в них, то другие люди могут оказаться беззащитными перед чужими мыслями.  Чем более сильным  является мышление, тем более сильные мысли рождает. Сильнее они проникают в другие умы. Чем правильней сделана мысль, тем больше она укрепится, заменит собой у других людей их собственные мысли. Завоюет пространство для себя и своей жизни.

Мысль, внушенная предметом культа (ГС), становится подобной уже не инфекции, являющейся живым существом, но вирусом. Вирусом, который сам по себе ничего не представляет, но стоит ему попасть на подходящую клетку, внедряющимся в нее и делающим из нее что-то совершенно другое, лишь внешне напоминающую ту же клетку, но обладающую уже другими свойствами, задачами и целями.

            Так и в случае Граненого стакана. Будучи лишь изделием стеклодувной промышленности он, словно малое дитя, лишен каких-то мыслей, лишен силы и способности делать что-либо.  Он просто тот предмет, в который наливают что-то затем лишь чтоб выпить. Попав же в среду человека, сталкиваясь с ним раз от раза, являясь предметом человеческих мыслей, он начинает обретать те качества, что у него первоначально отсутствовали. Злой умысел, просто случайность, иль что-то еще создало ГС в форме, выражающей вторую ловушку человека- ловушку времени (первая ловушка свободы духа человеческого- ловушка ложной привязанности к близким). Количество граней ГС заставляет забыть наличие одного из немногих имеющихся выходов- выход в сон. Ровные круглые края горлышка и гладкая внутренняя поверхность в совокупности с острыми гранями вводят в заблуждения, указывая на возможность смягчения болезненных углов из реальной жизни. Перечисленные свойства, осознаваемые человеком, либо просто интуитивно ощущаемые и действующие на подсознание в обход сознания, тем более, что часто такое действие часто совершается в момент душевной слабости человека, приводят к определенному симбиозу ГС и человека, что порождает в человеке подверженность влиянию стакана, открывая для него (ГС) свои (человеческие) ворота, а для стакана создает, материализуя  из мыслей человека, некую возможность оказывать влияние на слабый человеческий разум, способность попадать в него и в нем же оставаться, искажая доступную жизнь и коверкая мысли человека.

Мышление о стакане и мышление стакана, безусловно две разные вещи. Мы можем сказать, что стакан может думать лишь в литературном, аллегорическом смысле. Но, тем не менее, сложно отрицать такое явление, как мышление человека через призму граней стакана, которое, безусловно, существует и имеет свои законы, которые могут быть выявлены и изучены. Самым же существенным является то обстоятельство, что, будучи внешне лишь предметом материального мира, ГС имеет возможность проникнуть в мозг человека, имеет силу и способность обосноваться в нем и, как следствие вышеприведенного, действуя подобно вирусу, влияет непосредственно на мысли человека, изменяя их и приводя в состояние, отличное от нормального, и объяснимое разве что с мистической точки зрения. 

 

 

Москва, 19 декабря 2010 г.             Д.В. Гарифулин